Интервью в журнале ТЕЛЕнеделя - 1

Павел Шуваев: Трудное это дело, ребята

1    2

 Многим телезрителям, регулярно смотрящим проект Первого канала России – «След», давно полюбился образ майора ГРУ – Сергея Майского. Но кто же кроется за этим образом? Павел Шуваев родился 23 апреля 1977 года. Окончил курсы при Московской консерватории. Получил экономическое образование, но выбрал творчество…

– Скажите, Павел, как вы стали актером? Мечта детства, совет близких или что-то другое?

– Не думаю, что в полной мере могу считать себя актёром, разве что самодеятельным, - диплома об актёрском образовании у меня нет. С ранних лет играл в школьных постановках, в пионерлагерях, - всем, вроде, нравилось. В 12 лет отец начал меня учить игре на гитаре. Дальше развивался уже сам. В 21 год пришёл, за компанию с товарищем, - он актёр, - на прослушивание в театр. Меня попросили что-то прочитать, станцевать и спеть. Ну, я исполнил. Деталей уже не помню, но меня приняли, а его - нет...
...А мечтал я быть капитаном дальнего плавания - до сих пор, кстати, душа неспокойна - как море увижу, слеза наворачивается.  Вот. И собирался я держать экзамен в Туапсинскую мореходку, но потом развалился Союз, всё накрылось медным тазом и родители решили, что мне нужна профессия, которая сможет в будущем гарантированно кормить. Когда я, наконец, окончил институт и решил поступать на актёра, выяснилось, что второе высшее стоит денег и немалых, а молодые специалисты всегда зарабатывали негусто. Опять же - Брат-студент и родители уже на пенсии. Работать, короче, надо было.
Но я решил не отказываться от своей мечты (или "завиха", как до недавнего времени родители это называли) и начал заниматься всяческим самодеятельным творчеством. Шишек, конечно, кучу набил и времени на это вагон ушло, - пока что-то стало получаться, но... Сейчас я уверен, - всему своё время. Жалеть, в общем, ни о чём не стоит.

– Насколько актеру нужно театральное образование – или важнее талант и практика?

– Ну… Вот как я могу судить об этом? Честно – я видел много талантливых, способных и работящих людей без образования и многих бездарей и лентяев – с тремя дипломами. Мне кажется, тут важен момент самоопределения – чувствуешь в себе какие-то задатки, желания и стремления – иди, попробуй поступить в профильный ВУЗ. Тут, ведь, как? На актёрский вон, люди с первого раза поступают и, легко и изящно поступив, или даже закончив, полностью разочаровываются в профессии и уходят из неё… А те, кому на первом туре сказали – «Спасибо. Достаточно…» – и так пять (!) лет подряд – многого добиваются именно на актёрском поприще. Но, конкретно, про мой случай – у меня были хорошие педагоги по актёрскому мастерству и сам я старался много работать. То есть – практика получается. А, если бы я учился в ВУЗе – на это ушло бы гораздо меньше сил и времени, наверное. Образование – необходимо, каким бы оно ни было! Я всё-таки подбирался к профессии окольными путями – через Колыму на Пензу, как говорится. И продолжаю ей учиться ежедневно.

– Сложно ли вживаться в образы?

– Всё зависит от образа и от режиссёра. Ведь всё начинается ещё до проб. Тебя отобрали по фотографии, например, – значит режиссёр что-то в тебе на этом фото увидел. Что-то, что совпадает с его видением персонажа. «Ага, – думает он, – внешне похож, близок, глянем теперь, что этот парень умеет!» – и тебя приглашают на пробы. Там уже ты общаешься с режиссёром и он ставит задачу. Даёт 10-15 минут на подготовку и – вперёд. Если результат проб его удовлетворяет, он утверждает актёра на роль и вот тут как раз и начинается работа над ролью и образом. Часами можно сидеть с режиссёром, сценаристом и – даже продюсер может в этой компании оказаться (если он творческий человек), с партнёрами по проекту. Искать взгляд, походку, какие-то реакции персонажа, его эмоции. Этюды какие-то, сценки проигрывать. В театре один подход, в кино – другой, но очень похоже, тем не менее.
В любом случае, везде очень важны режиссерские установки и творческая палитра актёра, ведь, чем больше ты умеешь, тем более цельным и точным, в итоге, получится персонаж, придуманный сценаристом и додуманный режиссёром. Я пока ещё особо не вживался ни в кого, я работал. Если что-то получалось и зритель это отмечал, значит, работа велась в правильном направлении.

– Сериал снимается с 2007 года. Что помогает вам не устать от роли?

– Вот это вопрос так вопрос! Что помогает? Ха-ха. Жажда жизни и оптимизм помогает…
А, если по-делу, то формат нашего «кина» – одна серия/одна история – сильно помогает, так как постоянно меняются условия, сценарии, персонажи и режиссёры – то есть «мыла», как такового, нет. Постоянное движение есть. Конечно, невозможно выдавать 16 оригинальных сценариев в месяц (всё-таки больше 500 серий уже отсняли!), – бывают похожие, бывают откровенно скучные или глупые – на мой взгляд, бюджета где-то не хватает, трюков как раз, стрельбы… но, в основном, мне ещё интересна эта роль. Неплохой он всё же парень – этот Майский, да? Плюс к тому – коллектив наш актёрский очень тёплый – да и администрация скучать не даёт.

– Вы не только актер, но еще и музыкант. У вас есть своя рок-группа «ОддисС». Как Вам удается совмещать загруженный график в кино и занятия музыкой?

– Да, это больной вопрос… В моём случае, совмещение «СЛЕДа» с чем-либо, вообще, достаточно сложное дело, а ещё и с творчеством параллельным – практически нереальное. Поэтому «рвусь из сил и из всех сухожилий», чтобы «ОддисС» продолжал своё плавание. Ребята музыканты очень мне в этом помогают, взвалив на себя целый ряд, на самом деле, моих обязанностей. Также американская администрация Группы в лице Марины Щёголев вносит большой вклад в развитие и движение Команды «ОддисС» – за что я безмерно благодарен.

– Не планируете снять что-то свое? Привлекает ли вас карьера сценариста или режиссера?

– Планировать снять «что-то своё» можно в юном возрасте, можно в зрелом, но надо быть реалистом в любом случае. Знать, что ты хочешь сказать «этим своим» – другим людям и зачем ты это хочешь делать. Потешить свои творческие амбиции, покричать – «…камера, мотор, начали!» – я далёк уже от этого. Денег заработать – так это не у нас в стране и не авторским кино. Снимать для дяди-продюсера? Это не иметь самостоятельности никакой. Там, если снимаешь по-своему, – уберут с проекта, заменят более покладистым режиссёром. Отстоишь свою точку зрения, –монтаж всё равно будет продюсер делать, по-коммерчески. Много хороших проектов таким образом было загублено на стадии монтажа. Денег заработали – да, а кино не получилось. Прокатилось по «ящику» – и ладно! Надо дальше поток гнать. Как у классика – «…числом поболее, ценою подешевле!» Кино видеть надо, а не просто смотреть. И сценарии у меня есть, и идеи. Всё есть. Денег нет.

  – Возможно, кто-то из читателей собирается посвятить свою жизнь кинематографу. Что вы скажете в качестве напутственных слов молодому поколению?

– Да, не только в кинематограф могут собраться. И в Театр тоже. Поэтому так. Трудное это дело, ребята. Зачастую – неблагодарное. Но и Святое. Если можешь без этого – лучше не лезь. Если крышу рвёт и другого дела для себя не видишь – рубись! Всё выйдет ещё сложнее, чем тебе кажется, но и отдача будет. Будет, коли дойдёшь! Отдача – это не обязательно – деньги, слава, успех – это, как раз, всё преходяще. Да. Это больше чувство, что ты занимаешься своим делом. Делом всей жизни. Ты несешь людям свет Божий, частицу которого в тебя Господь заложил. Имя ей Талант. Имя ей – Упорство. Имя ей Вера. Надежда. Любовь!
С Новым Годом вас, ребята! С Новым счастьем!
(Это я как Дед Мороз с восьмилетней практикой говорю. И «СЛЕД» мне в этом не помеха. Так привык, что уже и Новый год не новый год, если я без бороды и тулупа встречу)!

ТЕЛЕнеделя (Нью-Йорк)

3-9 января 2011 года